Николай Ильич Филатов

Николай Ильич Филатов, мой дедушка, родился 1 мая 1919 года в крестьянской семье, в деревне Большое Баранково Тверской области. Его семья была многодетной, а дед был шестым ребёнком из девяти.


В 1936 году он поступил на Московский медико-фармацевтический комбинат, но через год был направлен на учёбу в Тамбовское кавалерийское Краснознамённое училище имени 1‑й Конной армии, а затем в Горьковское училище зенитной артиллерии, которое он закончил в 1939 году.

В апреле 1941‑го года Николай прибыл в Пашу на должность командира 1‑й батареи 65‑го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона, где сформировал батарею.

Из воспоминаний Николая Ильича о первых днях войны: «5 декабря 1941 года стояла ясная морозная погода. Около десяти часов вечера разведчики доложили о приближении к объекту неопознанного самолёта. В моём распоряжении было всего 2‑3 минуты для принятия решения. Я позвонил в штаб дивизиона, но штаб молчал. Мне был хорошо знаком рокочущий звук „Юнкерсов“, но такого звука я не слышал никогда, а силуэта самолёта не было видно из‑за наступившей темноты. Лейтенант Гусев-Чепурнов из 1‑го взвода доложил, что цель поймана и попросил разрешения открыть огонь. Через какое‑то мгновение я понял, что это противник и дал команду открыть огонь. Прозвучало три выстрела, и в небе над мостом факелом вспыхнул самолёт. И тут же я услышал голос комиссара батареи Рубинова: „Самолёт свой!“. Я сдержался от дерзкого ответа и только сказал: „Отвечать будем вместе“.

С группой солдат я выехал к месту падения самолёта. Через пять минут мы увидели горящий в центре посёлка самолёт типа «Дорнье-215». В самолёте рвались патроны, а в кабине корчился лётчик, объятый пламенем. Недалеко от самолёта виднелись два сброшенных парашюта и следы, уходящие в лес. Оставив у самолёта несколько солдат, чтобы к нему не подходили местные жители, мы двинулись по следу. Пройдя около пятисот метров, мы были остановлены выстрелами. Дальше уже продвигались короткими перебежками от сосны к сосне, а когда ослаб обстрел, набросились на стрелявших. Один из них был убит в перестрелке, а другой сорвал погоны и выбросил их. Он был нами арестован и доставлен на батарею.

При допросе пленного очень помог комиссар батареи, хорошо знавший немецкий язык. Оказалось, что самолёт «Дорнье-215» по заданию генерал-полковника Удетта из города Иены летел в Хельсинки по важному вопросу. Пленным оказался генерал. Сгоревший первый пилот и убитый второй, были оберлейтенантами.

Я доложил о ситуации командиру дивизиона, старшему лейтенанту Михайлову. На следующий день пленного генерала на самолёте «По-2» отправили через Ладогу в Ленинград. 1‑й зенитно-артиллерийский дивизион под командованием капитана Денисова, где мне довелось командовать первой зенитной батареей, в ноябре и декабре 1941 года прикрывал от налётов авиации противника военно-морскую базу Ладожской военной флотилии — Новую Ладогу.

С разрешения командира дивизиона мне достался трофей — именной пистолет генерала».

Будучи в Волхве со своей дивизией, Николай Ильич отразил множество атак немецкой авиации. В начале сентября 1944 года приказом Ленинградского фронта он был назначен командиром 432‑го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона РВГК. В составе этой же части он принял участие в освобождении Эстонии.

14 августа 1942 года у Николая Филатова родился сын Николай — мой отец.

Мой дедушка был неоднократно награждён. Документальное подтверждение одной из наград — ордена Красной Звезды — мы нашли в архиве: «Награждён приказом подразделения №: 2 / н от: 02.04.1943 орденом Красной Звезды».

Андрей ФИЛАТОВ,

директор филиала «Газпром Информ» в г. Надыме

Память народа

Подлинные документы о Второй мировой войне

Подвиг народа

Архивные документы воинов Великой Отечественной войны

Мемориал

Обобщенный банк данных о погибших и пропавших без вести защитниках Отечества