Как «шестёрка» попала в лидеры

В последнее время вокруг «Газпрома» велось много разговоров в части поставок «голубого топлива» на Украину и транзита в Европу.
Заплатят или не заплатят за уже полученный газ? К сожалению, украинские партнеры долг не оплатили, и корпорация после долгих переговоров вынуждена была ввести для них режим предоплаты.
Тем не менее все обязательства перед своими акционерами «Газпром» выполняет, и дивиденды продолжают поступать. Накануне очередного собрания акционеров общество «Газпром добыча Надым» организовало пресс-тур для представителей СМИ, чтобы журналисты могли воочию увидеть, как сегодня работают газовые промыслы. В частности, речь идет о старейшем на Ямале месторождении Медвежьем, которое начали разрабатывать с 1972 года и где до сих пор продолжается масштабная реконструкция.
Вертолет «Газпромавиа» поднял в небо пассажиров, направлявшихся из Надыма на шестой газовый промысел «Медвежки». Журналисты с любопытством, которое присуще их творческой профессии, прильнули к иллюминаторам. Под винтом летняя ямальская тундра с множеством озер и болот. Поразило, что в середине июня кое-где всё еще виднеются снежные поляны.

НАДЕНЬТЕ КАСКУ И НЕ КРУТИТЕ ВЕНТИЛИ

На вертолетной площадке гостей встречают сотрудники Медвежинского газопромыслового управления. Первым делом проводят инструктаж: свято соблюдать правила техники безопасности, руками задвижки и краны не трогать, а тем более не крутить, обязательно надеть каски.
Дальше автобус везет делегацию на первый объект — бывший газовый промысел № 5, который после реконструкции превратился в сборный пункт газа. Исполняющий обязанности начальника МГПУ Евгений Воронович рассказывает, что раньше здесь, как и на остальных ГП, исправно работали установка комплексной подготовки газа (УКПГ) и дожимная компрессорная станция (ДКС). Но постепенно давление стало снижаться, появилась потребность в реконструкции. Теперь газ здесь просто собирают и по подземному коллектору подают на ГП-6. Там на специальном оборудовании он очищается от влаги, примесей, компримируется, доводится до определенной «точки росы», после чего подается в межпромысловый коллектор на центральную дожимную компрессорную станцию предприятия «Газпром трансгаз Югорск», то есть непосредственно транспортникам. Кстати сказать, вместе с «пятеркой» под сборный пункт переоборудовали и ГП-7, который тоже требовал реконструкции.
— У нас на Медвежьем уже выработано 80 процентов от первоначальных запасов газа, — объясняет логику преобразований Евгений Воронович. — Соответственно избыточные мощности становятся невыгодны в эксплуатации. Поэтому и приняли решение переоборудовать эти два газовых промысла в СП.
В итоге вся нагрузка легла на «шестерку», куда теперь подается газ с двух реконструированных промыслов плюс собственная добыча.

ДОЖИМНАЯ СТАЛА «ЗВЕЗДОЙ» РЕКОНСТРУКЦИИ

Собственно, «шестерка» и стала следующим объектом, куда привезли журналистов. Здесь во всем заметна новизна, даже ограждение сияет свежей краской. Преобладает корпоративный синий цвет. Гостям рассказывают: для того чтобы промысел справлялся с объемами газа на ГП-6, пришлось построить еще одну, уже новую дожимную. Газовики считают ее своеобразной «звездой» реконструкции, гордостью предприятия. Обновили тут и насосную станцию, заменив агрегат на более мощный, установили два новых резервуара объемом по тысяче кубов каждый, систему подогрева воды, провели реконструкцию других объектов промысла, словом, потрудились основательно.
Сколько же нужно персонала, чтобы справиться со всем оборудованием? Как выяснилось, не так уж много. В вахтовой смене работает около двадцати человек. В том числе операторы, машинисты, инженеры, мастера и ремонтники.
Пока гости осматривали промысел, на его территории несколько раз были замечены глухари, спокойно разгуливающие между тянущимися по земле трубами. Птицам абсолютно не мешали ни люди, ни работающее оборудование. Они по-хозяйски похаживали по зеленой траве, ведя свою глухариную жизнь и в поисках еды не отвлекаясь на урчащий шум агрегатов.

СКОРО ВСЕ БУДЕМ ЕЗДИТЬ НА ГАЗЕ

После осмотра объектов прямо на промысле генеральный директор общества «Газпром добыча Надым» Сергей Меньшиков дает пресс-конференцию.
— Прошедший год для нас был довольно непростым, — отмечает Сергей Николаевич. — Но коллектив справился с проблемами и вышел на рекордный для нас объем добычи в 255 миллионов кубометров в сутки.
Генеральный директор вспоминает, что в последний раз столько «голубого топлива» общество «Газпром добыча Надым» получало, когда в 2002 году было запущено в эксплуатацию Ямсовейское месторождение. Сейчас «добывные» возможности у газовиков, с учетом пуска ряда объектов, стали еще больше. Только за пять месяцев нынешнего года добыли 35 миллиардов 318 миллионов кубометров, что составляет сто процентов от плана.
А по конденсату план и вовсе перевыполнили, добыв за пять месяцев больше 20 тысяч тонн из запланированных на год 44 тысяч тонн. Кроме того, на Бованенково ввели в эксплуатацию 52 эксплуатационные газовые скважины, чем тоже увеличили объем добычи. Да еще на Юбилейном запустили новую УКПГ и семь скважин. Кстати сказать, и на Юбилейном, и на Ямсовейском месторождениях тоже ведется реконструкция, которая рассчитана до 2020 года.
Один из вопросов, заданных генеральному директору, — имеет ли смысл переводить автотранспорт с бензинового и дизельного топлива на газ? Сергей Меньшиков уверен: это необходимо.
— Сегодня Минприроды говорит о том, что 45 процентов выбросов в атмосферу идет от автотранспорта, — приводит статистику газовый генерал. — А при переводе техники на компримированный природный газ выбросы уменьшаются втрое и вдвое уменьшается уровень шума.
Сами газовики давно занялись переоборудованием техники под газовое топливо. Для этого даже построили специальный пункт, а учебный центр предприятия переаттестовали для обучения персонала, который обслуживает технику, работающую на газе.
— В общей сложности на все эти мероприятия начиная с 2009 года потрачено порядка шестисот миллионов рублей, — подсчитывает Сергей Николаевич.
Заметим, что газ газу рознь и в данном контексте речь идет именно о компримированном природном топливе. Чтобы транспорт, работающий на нем, мог стоять в гаражах, их тоже приходится переоборудовать с учетом техники безопасности.
— На данный момент всю технику, которую было возможно, мы перевели на газ, — утверждает генеральный директор. — Из закупленных ранее 109 единиц мы переоборудовали 86, остальной транспорт, работающий на газе, покупали заводского изготовления.
По плану в будущем году такой техники должно быть 30 процентов, в 2017-м — 50 процентов, в 2020-м — 70. Однако проблема в том, что российский автопром пока не научился качественно ее изготавливать. Правда, есть «КамАЗы» на газе, но в условиях Севера они часто замерзают и ломаются. Хорошо себя зарекомендовала импортная техника, такая как автобусы фирмы «SOR», на которых сейчас возят вахтовые смены из Надыма на ближние месторождения. В Пангодах стоит передвижной газовый заправщик, где можно дозаправиться, так что есть гарантия, что на запланированный рейс топлива хватит.

СОКРАЩЕНИЙ УДАЛОСЬ ИЗБЕЖАТЬ

Попасть на работу в «Газпром добыча Надым» для жителей региона по-прежнему дело престижное. Привлекают социальные льготы и хорошая зарплата, поэтому не секрет, что люди боятся потерять работу. Но куда девать специалистов, которые высвободились в результате реконструкции Медвежьего, когда два газовых промысла были, по сути, закрыты?
— С этими событиями был синхронизирован ввод в эксплуатацию Бованенковского месторождения, — объясняет кадровую политику Сергей Николаевич. — С одной стороны, это может показаться совпадением, но на самом деле это скорректированная программа. Людей, которые должны были по логике попасть под сокращение, а это 240 человек, мы перевели на объекты Бованенково. Среди них машинисты компрессоров, слесари, мастера и операторы по добыче. Часть этих людей также устроились на вакантные места на Медвежье, Юбилейное и Ямсовейское месторождения.
А тем, кто увольнялся по выходу на пенсию или в связи с переездом, выплачивали неплохие деньги, чтобы люди могли чувствовать себя обеспеченными хотя бы на первое время. Сейчас, после ротации кадров, средний возраст сотрудников коллектива 37 лет. Они-то и обеспечивают нас «голубым топливом».

Автор: Лариса Багумян

Источник: Газета «Красный Север»