На чём будут ездить автомобили через пять лет?
Открытый урок «с перспективой» провели для надымских школьников.
Знаете ли вы, что использовать природный газ в двигателях внутреннего сгорания в два раза выгоднее, чем дизтопливо, и в три раза, чем бензин?
Нет? Ликвидировать несправедливую общественную оценку метана, который специалисты считают одним из наиболее перспективных моторных топлив, взялись надымские газодобытчики.
Совместно с педагогами надымской открытой (сменной) общеобразовательной школы сотрудники общества «Газпром добыча Надым» специально для старшеклассников разработали новый обучающий курс «Альтернативные виды топлива» и выпустили справочно-информационное пособие по теме.
Образовательный проект подготовлен для ребят, которые в рамках профориентационных программ осваивают автомеханику и вождение. Так школьники отправились с ознакомительной экскурсией на автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию (АГНКС) ООО «Газпром добыча Надым».
АВТОМОБИЛИ, ЛОКОМОТИВЫ, ПАРОХОДЫ!
Начать знакомство с возможностями газомоторного топлива ребятам предложили с АГНКС, которая сегодня обслуживает более сотни автомобилей в день.
— Производительность станции — до 35 тысяч кубометров метана в сутки, — заметил Ренат Батретдинов, начальник АГНКС. — Газ тот же самый, что и у вас в газовых конфорках, поступает к нам по трубопроводу с ближайших месторождений. Здесь он подготавливается: осушается, очищается от примесей, а затем компримируется (сжимается). После этого им можно заправлять машины.
В нынешнем году предприятие планирует приобрести еще 81 автомобиль с заводским газовым оборудованием в дополнение к уже имеющемуся парку. Причины — экономичность и экологичность данного вида топлива.
Если говорить о первом параметре, то его отлично иллюстрируют показатели пробега. Авто, заправленное бензином на 10 евро, проедет в среднем 97 километров, дизтопливом — 148, сжиженным нефтяным газом (пропан-бутаном) — 169, а сжатым (компримированным) метаном — 201 километр.
Любопытны и сравнительные характеристики загрязнения окружающей среды. Так, метан по сравнению с нефтяными видами топлива дает снижение выброса оксида углерода в два с половиной раза, оксида азота — в два, углеводородов — в три, а задымленности — в девять раз.
Школьники с удивлением узнали, что сегодня на Челябинской железной дороге успешно эксплуатируется локомотив, работающий на газомоторном топливе. Есть примеры использования ГМТ и на водном транспорте. Так, в Норвегии на нем ходит один из частных паромов.
ПОЧЕМУ ИМЕННО МЕТАН ТОПЛИВО БУДУЩЕГО
На встрече с генеральным директором ГДН Сергеем Меньшиковым ребята не скрывали любопытства: вопросов набралось достаточно.
— Многие зарубежные специалисты оценивают начало 21-го века как переходный период в развитии мировой энергетической системы, — заметил Сергей Николаевич. — Особенности развития техногенной цивилизации привели к резкому увеличению энергопотребления. Обратной стороной процесса стало истощение нефтяных ресурсов и поиск новых видов топлива.
Метан наиболее привлекателен потому, что затрат на его переработку мало. Природный газ — фактически готовое топливо, требующее минимальной подготовки. Средняя розничная цена этого горючего в России всего 11–13 рублей за кубометр. Это в два-три раза дешевле бензина или дизтоплива.
Он безопасен, так как в два раза легче воздуха, поэтому в случае утечки быстро и бесследно улетучивается, а не оседает, образуя взрывоопасную концентрацию, как другие виды топлива.
Он технологичен, поскольку не образует отложений в топливной системе. Метан не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, тем самым снижая трение и износ двигателя. При сгорании природного газа не образуется твердых частиц и золы, вызывающих повышенный износ деталей мотора.
НЕУЖЕЛИ НЕТ МИНУСОВ?
Этот вопрос ребята задали в числе первых. Интересовали такие детали использования метана, как применение его в двухтактных и даже… турбинных двигателях, возможность переоборудования личных авто на ГМТ, расширение сети специализированных заправок и многое-многое другое.
— Минусами использования метана можно назвать небольшую потерю мощности двигателя и соответственно скорости. Но получаемые преимущества компенсируют данные недостатки! Не случайно в планах ООО «Газпром добыча Надым» — расширение парка автомобилей, работающих на ГМТ, — заметил Сергей Николаевич.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Переход на газ содействует созданию рабочих мест.
Курс по использованию газомоторного топлива газодобытчики подготовили по собственной инициативе.
— Если в районе другие образовательные учреждения заинтересуются этим направлением, — говорит Сергей Меньшиков, — мы, конечно, этот интерес поддержим!
Молодежи строить будущее нашей страны, а использование природного газа дает развитие целой цепочке смежных отраслей: металлообработке и металловедению, легкой и тяжелой промышленности, производству точной и микропроцессорной техники. Это десятки и сотни тысяч новых рабочих мест.
АКЦЕНТЫ
Для «пересадки» построят более двух тысяч газозаправок.
Сегодня в мире более миллиона транспортных средств, работающих на метане. А к 2020 году уровень потребления компримированного газа должен вырасти в 30 раз и составить более 30 миллиардов кубометров в год.
В 2013 году в России стартовала государственная программа по формированию новой отрасли российской экономики — индустрии газомоторного топлива. И ключевая роль по созданию газомоторной инфраструктуры отведена ОАО «Газпром».
С нынешнего года в десяти пилотных регионах нашей страны эта работа уже идет. Объем ее инвестиций — более миллиарда рублей. А в целом к 2020 году в стране будет действовать более двух тысяч АГНКС, в том числе и на Ямале.
КОММЕНТАРИЙ
Идею надо развивать!
Просветительская работа и техническое продвижение должны идти рука об руку, уверен Александр Гладков, мастер производственного обучения ЦПП ООШ.
— Экскурсия и презентация были полезными и интересными, — говорит педагог. — Уже в ближайшем будущем газовое топливо обязательно займет свою долю рынка. И пусть не все ребята пойдут учиться в технические вузы, зато каждый будет владеть основами знаний по его использованию, эксплуатационным характеристикам, безопасности.
Без информационного продвижения ГМТ не обойтись. Уже нынешним летом при подготовке учебных планов я включил этот раздел в постоянный план обучения. А теперь в нашем распоряжении появились еще и красочные брошюры.
Источник: Газета «Красный Север»